Истории с узелками.

Узелок пятый
"Крестики и нолики"

Как вам нравится та картина? А эта?

   - Что заставило тебя, глупышка, выбрать первый поезд? - спросила Безумная Математильда племянницу, когда они садились в кэб. - Неужели ты не могла придумать ничего лучше?
   - Я рассмотрела предельный случай, - ответила Клара сквозь слезы. - Наша достопочтенная воспитательница всегда говорит нам: "Если вы сомневаетесь в чем-то, рассмотрите предельный случай", а я как раз была в сомнении.
   - И что же, этот совет всегда помогает? - поинтересовалась тетушка. Клара вздохнула.
   - Не всегда, - неохотно призналась она, - хотя я никак не могу понять, в чем тут дело. Как-то раз наша достопочтенная воспитательница сказала девочкам из младших классов (они ведь всегда так ужасно шумят за столом!): "Чем больше вы будете шуметь, тем меньше получите варенья и vice versa*(* Наоборот (лат.))". Я подумала, что девочки не знают, что такое vice versa, и решила объяснить им. Я сказала: "Если вы будете шуметь бесконечно громко, то не получите варенья совсем. Если же вы совсем не будете шуметь, то получите бесконечно много варенья", а наша достопочтенная воспитательница сочла пример неудачным. Хотела бы я знать почему, - добавила Клара жалобно. Тетушка уклонилась от прямого ответа.
   - Твой пример, действительно, не может не вызвать возражений, - сказала она, - но мне любопытно знать, как ты перешла к пределу в задаче с поездами. Насколько мне известно, ни один поезд не движется бесконечно быстро.
   - Одни поезда я назвала зайцами, другие - черепахами, - робко пояснила Клара, боясь, что ее поднимут на смех. - Я думала, что число зайцев и черепах на линии не может быть одинаковым, и взяла поэтому предельный случай: одного зайца и бесконечно много черепах.
   - Что и говорить, случай действительно предельный! - заметила крайне мрачным тоном Безумная Математильда. - Ситуация предельно опасна!
   - Подумав, я решила, - продолжала Клара, - что если я сяду на черепаху, то встречу лишь одного зайца: ведь больше их и нет. Зато если я сяду на зайца, то встречу целые толпы черепах!
   - Ну что ж, идея не так уж плоха, - промолвила тетушка, когда они сошли с кэба у входа в Берлингтон-Хаус. - А сейчас тебе представится еще один удобный случай проявить свою смекалку. Мы будем состязаться в оценке картин.
   Клара просияла.
   - Я буду очень стараться, - воскликнула она, - и на этот раз буду осторожнее. А как мы будем играть?
   На этот вопрос Безумная Математильда не ответила: она с деловым видом чертила какие-то линии на полях каталога.
   - Взгляни, - сказала она Кларе минуту спустя. - Видишь, против названий картин, выставленных в большом зале, я начертила три графы. В них мы будем ставить крестики и нолики: крестик - вместо положительной оценки, нолик - вместо отрицательной. В первой графе мы будем ставить оценку за сюжет, во второй - за композицию и в третьей - за колористическое решение. Условия нашего состязания состоят в следующем. Ты должна поставить три крестика двум или трем картинам, два крестика-четырем или пяти картинам...
   - Что вы имеете в виду, когда говорите о двух крестиках? - спросила Клара.    - Картины, отмеченные только двумя крестиками, или также и картины, отмеченные тремя крестиками?
   - Картины, получившие три крестика, разумеется, можно считать получившими два крестика, - ответила тетушка. - Ведь о всяком, у кого есть три глаза, можно сказать, что уж два-то глаза у него заведомо есть, не так ли?
   С этими словами тетушка устремила задумчивый взгляд на переполненный публикой зал картинной галереи. Клара с опаской посмотрела в ту же сторону, боясь увидеть трехглазого посетителя.
   - Девяти или десяти картинам ты должна поставить один крестик, - продолжала перечислять условия состязания Безумная Математильда.
   - А кто же выигрывает? - спросила Клара, тщательно записывая все сказанное на чистом листе каталога.
   - Тот, кто поставит оценки наименьшему числу картин.
   - А если мы поставим оценки одинаковому числу картин?
   - Тогда тот, кто поставит больше оценок. Клара задумалась.
   - Это состязание совсем - нетрудное, - сказала она. - Я поставлю оценки девяти картинам. Трем из них я поставлю по три крестика, двум другим - по два крестика, а остальным - по одному крестику.
   - Нетрудное состязание, говоришь? - спросила тетушка. - Подожди, пока не узнаешь все условия, нетерпеливое дитя! Одной или двум картинам ты должна поставить три нолика, трем или четырем картинам - по два нолика и восьми или девяти картинам - по одному нолику. И не будь слишком строгой к картинам членов Королевской академии изобразительных искусств!
   Записав новые условия, Клара почти лишилась дара речи.
   - Это похуже периодических дробей, - вздохнула она, но я все равно должна выиграть! Тетушка зловеще улыбнулась.
   - Отсюда мы и начнем, - сказала она, когда они подошли к картине огромных размеров, значившейся в каталоге под названием "Портрет лейтенанта Брауна верхом на любимом слоне".
   - Какой у него самодовольный вид, - воскликнула Клара. - Не думаю, чтобы он был любимым лейтенантом бедного слона. Картина просто ужасна и к тому же занимает столько места, что его хватило бы на двадцать картин!
   - Подумай, что ты говоришь! - прервала Клару тетушка. - Ведь автор этой картины член Королевской академии!
   Но Клара была непреклонна.
   - Мне все равно, кто ее автор! - упрямо сказала она. - Я поставлю ей три плохие оценки.
   Тетушка и племянница вскоре потеряли друг друга в толпе, и в течение ближайшего получаса Клара трудилась в поте лица, ставя оценки, вновь стирая их и упорно разыскивая подходящие картины. Последнее оказалось труднее всего.
   - Никак не могу найти того, что мне нужно! - воскликнула она наконец, чуть не плача с досады.
   - Что ты хочешь найти, деточка? - раздался за спиной Клары незнакомый, но такой ласковый и приятный голос, что Клара, еще не видя произнесшего эти слова, почувствовала к нему горячую симпатию. Обернувшись, она увидела двух ласково улыбавшихся старушек небольшого роста с круглыми морщинистыми лицами, очень похожих друг на друга. Они выглядели так сиротливо и бесприютно, что Клара (как она потом призналась тетушке) еле удержалась, чтобы не обнять их.
   - Я ищу картину, - сказала она, - написанную на хороший сюжет, с хорошей композицией, но с плохим колористическим решением.
   Маленькие старушки тревожно переглянулись.
   - Успокойся, деточка, - сказала та из них, которая уже обращалась к Кларе, - и попытайся припомнить, что изображено на картине, каков ее сюжет.
   - Не изображен ли на ней, например, слон? - спросила вторая старушка. С того места, где стояли Клара и старушки, нетрудно было заметить лейтенанта Брауна.
   - Не знаю, - нетерпеливо ответила Клара. - Мне совсем неважно, каков сюжет картины, лишь бы он был хорошим!
   Старушки снова тревожно переглянулись, и одна из них что-то прошептала на ухо другой. Клара смогла уловить лишь одно слово "...безумна".
   - Ну, конечно, они имеют в виду мою тетю Математильду, - подумала она про себя, полагая по своей наивности, что в Лондоне, как и в ее родном городке, все знают друг друга.
   - Если вы хотите видеть мою тетю, - добавила она вслух, - то она стоит вон там, через три картины от лейтенанта Брауна.
   - Очень хорошо, деточка! Тебе лучше пойти к ней, - успокаивающе сказала новая знакомая Кларе. - Уж она-то сумеет найти картину, которая так тебе нужна. До свиданья, бедняжка!
   - До свиданья, бедняжка! - как эхо, отозвалась другая сестра. - Постарайся больше не терять свою тетю.
   И обе старушки, мелко семеня, вышли из зала. Клара, очень удивленная их поведением, посмотрела им вслед.
   - Какие они милые! - подумала она. - Интересно, почему они так жалели меня?
   И она отправилась вновь бродить по выставке, бормоча себе под нос:
   - Нужно найти картину с двумя хорошими и одной...

back ответ foward

Hosted by uCoz