Узелок пятый
"Крестики и нолики"
Как вам нравится та
картина? А эта?
- Что заставило
тебя, глупышка, выбрать первый поезд?
- спросила Безумная Математильда
племянницу, когда они садились в кэб.
- Неужели ты не могла придумать
ничего лучше?
- Я рассмотрела предельный
случай, - ответила Клара сквозь слезы.
- Наша достопочтенная
воспитательница всегда говорит нам:
"Если вы сомневаетесь в чем-то,
рассмотрите предельный случай", а
я как раз была в сомнении.
- И что же, этот совет всегда
помогает? - поинтересовалась тетушка.
Клара вздохнула.
- Не всегда, - неохотно
призналась она, - хотя я никак не могу
понять, в чем тут дело. Как-то раз наша
достопочтенная воспитательница
сказала девочкам из младших классов (они
ведь всегда так ужасно шумят за
столом!): "Чем больше вы будете
шуметь, тем меньше получите варенья и
vice versa*(* Наоборот (лат.))". Я
подумала, что девочки не знают, что
такое vice versa, и решила объяснить им. Я
сказала: "Если вы будете шуметь
бесконечно громко, то не получите
варенья совсем. Если же вы совсем не
будете шуметь, то получите
бесконечно много варенья", а наша
достопочтенная воспитательница
сочла пример неудачным. Хотела бы я
знать почему, - добавила Клара
жалобно. Тетушка уклонилась от
прямого ответа.
- Твой пример,
действительно, не может не вызвать
возражений, - сказала она, - но мне
любопытно знать, как ты перешла к
пределу в задаче с поездами.
Насколько мне известно, ни один поезд
не движется бесконечно быстро.
- Одни поезда я назвала
зайцами, другие - черепахами, - робко
пояснила Клара, боясь, что ее
поднимут на смех. - Я думала, что число
зайцев и черепах на линии не может
быть одинаковым, и взяла поэтому
предельный случай: одного зайца и
бесконечно много черепах.
- Что и говорить, случай
действительно предельный! - заметила
крайне мрачным тоном Безумная
Математильда. - Ситуация предельно
опасна!
- Подумав, я решила, -
продолжала Клара, - что если я сяду на
черепаху, то встречу лишь одного
зайца: ведь больше их и нет. Зато если
я сяду на зайца, то встречу целые
толпы черепах!
- Ну что ж, идея не так уж
плоха, - промолвила тетушка, когда они
сошли с кэба у входа в Берлингтон-Хаус.
- А сейчас тебе представится еще один
удобный случай проявить свою
смекалку. Мы будем состязаться в
оценке картин.
Клара просияла.
- Я буду очень стараться, -
воскликнула она, - и на этот раз буду
осторожнее. А как мы будем играть?
На этот вопрос Безумная
Математильда не ответила: она с
деловым видом чертила какие-то линии
на полях каталога.
- Взгляни, - сказала она
Кларе минуту спустя. - Видишь, против
названий картин, выставленных в
большом зале, я начертила три графы. В
них мы будем ставить крестики и
нолики: крестик - вместо
положительной оценки, нолик - вместо
отрицательной. В первой графе мы
будем ставить оценку за сюжет, во
второй - за композицию и в третьей - за
колористическое решение. Условия
нашего состязания состоят в
следующем. Ты должна поставить три
крестика двум или трем картинам, два
крестика-четырем или пяти картинам...
- Что вы имеете в виду, когда
говорите о двух крестиках? - спросила
Клара. - Картины, отмеченные
только двумя крестиками, или также и
картины, отмеченные тремя крестиками?
- Картины, получившие три
крестика, разумеется, можно считать
получившими два крестика, - ответила
тетушка. - Ведь о всяком, у кого есть
три глаза, можно сказать, что уж два-то
глаза у него заведомо есть, не так ли?
С этими словами тетушка
устремила задумчивый взгляд на
переполненный публикой зал
картинной галереи. Клара с опаской
посмотрела в ту же сторону, боясь
увидеть трехглазого посетителя.
- Девяти или десяти
картинам ты должна поставить один
крестик, - продолжала перечислять
условия состязания Безумная
Математильда.
- А кто же выигрывает? -
спросила Клара, тщательно записывая
все сказанное на чистом листе
каталога.
- Тот, кто поставит оценки
наименьшему числу картин.
- А если мы поставим оценки
одинаковому числу картин?
- Тогда тот, кто поставит
больше оценок. Клара задумалась.
- Это состязание совсем -
нетрудное, - сказала она. - Я поставлю
оценки девяти картинам. Трем из них я
поставлю по три крестика, двум другим
- по два крестика, а остальным - по
одному крестику.
- Нетрудное состязание,
говоришь? - спросила тетушка. -
Подожди, пока не узнаешь все условия,
нетерпеливое дитя! Одной или двум
картинам ты должна поставить три
нолика, трем или четырем картинам - по
два нолика и восьми или девяти
картинам - по одному нолику. И не будь
слишком строгой к картинам членов
Королевской академии
изобразительных искусств!
Записав новые условия,
Клара почти лишилась дара речи.
- Это похуже периодических
дробей, - вздохнула она, но я все равно
должна выиграть! Тетушка зловеще
улыбнулась.
- Отсюда мы и начнем, -
сказала она, когда они подошли к
картине огромных размеров,
значившейся в каталоге под названием
"Портрет лейтенанта Брауна верхом
на любимом слоне".
- Какой у него
самодовольный вид, - воскликнула
Клара. - Не думаю, чтобы он был любимым
лейтенантом бедного слона. Картина
просто ужасна и к тому же занимает
столько места, что его хватило бы на
двадцать картин!
- Подумай, что ты говоришь! -
прервала Клару тетушка. - Ведь автор
этой картины член Королевской
академии!
Но Клара была непреклонна.
- Мне все равно, кто ее автор!
- упрямо сказала она. - Я поставлю ей
три плохие оценки.
Тетушка и племянница
вскоре потеряли друг друга в толпе, и
в течение ближайшего получаса Клара
трудилась в поте лица, ставя оценки,
вновь стирая их и упорно разыскивая
подходящие картины. Последнее
оказалось труднее всего.
- Никак не могу найти того,
что мне нужно! - воскликнула она
наконец, чуть не плача с досады.
- Что ты хочешь найти,
деточка? - раздался за спиной Клары
незнакомый, но такой ласковый и
приятный голос, что Клара, еще не видя
произнесшего эти слова,
почувствовала к нему горячую
симпатию. Обернувшись, она увидела
двух ласково улыбавшихся старушек
небольшого роста с круглыми
морщинистыми лицами, очень похожих
друг на друга. Они выглядели так
сиротливо и бесприютно, что Клара (как
она потом призналась тетушке) еле
удержалась, чтобы не обнять их.
- Я ищу картину, - сказала
она, - написанную на хороший сюжет, с
хорошей композицией, но с плохим
колористическим решением.
Маленькие старушки
тревожно переглянулись.
- Успокойся, деточка, -
сказала та из них, которая уже
обращалась к Кларе, - и попытайся
припомнить, что изображено на
картине, каков ее сюжет.
- Не изображен ли на ней,
например, слон? - спросила вторая
старушка. С того места, где стояли
Клара и старушки, нетрудно было
заметить лейтенанта Брауна.
- Не знаю, - нетерпеливо
ответила Клара. - Мне совсем неважно,
каков сюжет картины, лишь бы он был
хорошим!
Старушки снова тревожно
переглянулись, и одна из них что-то
прошептала на ухо другой. Клара
смогла уловить лишь одно слово "...безумна".
- Ну, конечно, они имеют в
виду мою тетю Математильду, -
подумала она про себя, полагая по
своей наивности, что в Лондоне, как и
в ее родном городке, все знают друг
друга.
- Если вы хотите видеть мою
тетю, - добавила она вслух, - то она
стоит вон там, через три картины от
лейтенанта Брауна.
- Очень хорошо, деточка!
Тебе лучше пойти к ней, - успокаивающе
сказала новая знакомая Кларе. - Уж она-то
сумеет найти картину, которая так
тебе нужна. До свиданья, бедняжка!
- До свиданья, бедняжка! -
как эхо, отозвалась другая сестра. -
Постарайся больше не терять свою
тетю.
И обе старушки, мелко
семеня, вышли из зала. Клара, очень
удивленная их поведением, посмотрела
им вслед.
- Какие они милые! - подумала
она. - Интересно, почему они так
жалели меня?
И она отправилась вновь
бродить по выставке, бормоча себе под
нос:
- Нужно найти картину с
двумя хорошими и одной...
|